Тема:
Особенности формирования
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Анализ методик.
При общем недоразвитии речи у детей старшего
дошкольного возраста одним из нарушенных
речевых компонентом является несформированность
фонематического восприятия.
Фонематическое
восприятие – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы)
родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова,
фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по
громкости, скорости, тембру, интонации.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно
становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это
операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных
звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Было установлено, что у детей с сочетанием
нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими
акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей
влияет на овладение звуковым анализом.
В свою очередь
звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом
восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим
слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято
называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
У детей с сочетанием нарушения
произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся
акустико-артикуляционными признаками.
Таким образом, без
способности ребенка к осуществлению фонематического восприятия, ребенок не
может овладеть речью, понимание обращенной речи затрудненно, у него не
формируются правильное звукопроизношение, грамматический строй и не пополняется
словарный запас ребенка. Фонематическое восприятия развивается поэтапно от
самого рождения. Ребенок постепенно научается воспринимать шумы и звуки,
различать их высоту длительность и т.д. Потом происходит распознавание и
дифференциация речевых звуков далеких друг от друга по акустико-артикуляторным
свойствам, а ближе к шести годам,
ребенок должен
уметь
осуществлять тонкую дифференцировку звуков.
Как же сформировать фонематическое восприятие у ребенка старшего
дошкольного возраста? Чтобы осуществить этот процесс, необходимо сначала
провести диагностирование, затем сформировать
фонематический слух методами и
приемами, направленными на формирование звукобуквенного анализа и синтеза и повторно
провести диагностирование, которое
покажет уровень сформированности фонематического восприятия.
Для
этого на базе моего учреждения
была проведена экспериментальная работа, в которой приняли
участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Первая группа в составе 5
человек – группа «Ягодка», вторая группа также в состав пяти человек – Группа
«Радуга». Целью работы являлось применение специальных методов и приемов,
разработанных учителем-логопедом детского сада, способствующих формированию
фонематического восприятия. Сначала со всеми детьми из групп было проведено
диагностирование, на котором были выявлены уровни сформированности
фонематического восприятия (Приложение 1).
Затем
на занятиях к детям группы «Ягодка» применялись следующие методы и
приемы работы:
Формирование звукобуквенного
анализа.
1.«Весёлая Азбука» . Задачи: способствовать закреплению понятию «Буква –
звук», «согласные», «гласные»,
формировать навыки слогослияния,
определения места звука в слове -начало, середине, на конце, количество
слогов в слове.
2. «Дружные буквы». Задачи: закрепление графического изображения
букв, умения составлять из букв слоги и
слова, навыка определения буквы соответствующему звуку речи.
3. «Уроки у Мальвины» Задачи: обучение
звукобуквенному анализу, путем составления звуковых схем.
Формирование фонематического
слуха.
1.
«Повторялки». Задачи: научить детей определять звук по артикуляционному укладу, закрепить умение выделять заданный звук.
2.
«Внимательные ушки, веселые ладошки». Задачи:
сформировать умение определять заданный звук , место звука, заданный слог,
место слога, количество звуков.
3.
«Речевки».Задачи: научить детей сопоставлять речь и ритм.
4.
«Логоритмика».Задачи: совершенствовать умения звукоподражания, умения проговаривать под музыкальное сопровождение, соблюдая
ритмический рисунок.
5.
«Послушайки» . Задачи: учить детей повторять
прослушиваемые аудио версии сказок,
стихов, чистоговорки, звучалки и пр.
После проведенной работы с данными методиками, разработанными в нашем
учреждении, было проведено вторично диагностирование всех детей. Мониторинг показал, что дети из
первой группы «Ягодка» повысили свой уровень сформированности фонематического
восприятия, а дошколята из группы
«Радуга» свой уровень фонематических процессов не изменили (Приложение 2). Т.о. можно понять, что данные методики и приемы позволяют повысить уровень развития и
сформированности фонематического восприятия у детей и должны обязательно применяться в
практической деятельности
воспитателей и специалистов.
Обследование фонематического восприятия у
детей дошкольного возраста.
Предварительная
таблица. Приложение №1.
3 балла –ответ , повтор задания
полный и качественный.
2 балла – в ответе присутствуют
ошибки, но в целом ответ правильный.
1 балл - у ответа масса ошибок, задание не выполнено.
п/№
|
Задание
|
Дети
Группы
«Ягодка»
|
Дети
Группы
«Радуга»
|
Маша Т.
|
Петя А.
|
Софья М.
|
Кирилл Л.
|
Вера Д.
|
Влад С.
|
Егор Л.
|
Настя С.
|
Михаил Ф.
|
Рома Т.
|
1.
|
Повтори
звук: [а, о, в, п, с,ж, ш]
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
1
|
1
|
3
|
2
|
2.
|
Повтори только звуки [м] за мной :
п,т,и,м,в,о,м,н,х,ш,м,ф,ы,у,м,а,ц,м
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
3.
|
Какой
первый звук в слове:
слон,
мама, утка, автобус, кот, школа, мышь, аист, облако, игры, молоко, маска, улица, осень, море
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
4.
|
С
каким звуком слов встречалось больше?
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5.
|
Какой
последний звук в слове: камыш, ведро, автобус, ком, ток, улитка,
тапки, лицо, мечта, озеро, какаду, зеркало, санки, кот, облако.
|
2
|
3
|
1
|
2
|
1
|
3
|
1
|
1
|
2
|
1
|
6.
|
С
каким звуком слов встречалось больше?
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
2
|
7.
|
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш] среди
других звуков: р,х,ш,щ,м,а,цц,ч,ш,л,а,в,ц,ы,н,ш,и,ш,ж,к,ш
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
8.
|
Побарабань
ладошками, когда услышишь, что в слове есть
звук [б]: булка, бабушка, поле,
пожар, танк, каблук, крот, краб, Борис, бегемот, облака, берег, акула, бригада, проба, буквы, пенал,
вода, бутылка, кабина, ракета, работа,
лоб.
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
9.
|
Подними
руки вверх, если услышишь слово со звуком [ш], опусти, если услышишь слово со
звуком [ж]: шапка, шубка, жук, карандаш, можно, важно, шторм, вешалка, живот,
шакал, жираф, ..
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
10.
|
Какой
одинаковый звук в слове: БаБушка, ШиШка, АкулА, ОкнО, ПроПасть, ЧервяЧок,
вНимаНие, РефРежеРатоР
кУкУрУза, СоСиСки
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
11.
|
Подбери
картинку, что изображенное на ней начиналось на звук [к, р, т, а, о, д,ц,щ]
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
12.
|
Повтори
за мной:
та-та-да
, ту-ту-ты, ты-то-то-до,
том-дом-дам,
нам-вам-сам, сын-сон-сан, лоб-лбы-лобик, кот-коты-котик,
са-ша-са-ша-су-ши,
пи-ла-пи-лу-пи-ли.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13.
|
Отстукивание разных ритмов пальчиком, рукой, кулаком.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
14.
|
Итоговые
сведения :
|
24
|
20
|
16
|
16
|
19
|
22
|
14
|
13
|
25
|
17
|
39-25
– высокий уровень формирования фонематического восприятия
26-12
– средний уровень формирования фонематического восприятия
13-0
– низкий уровень формирования
фонематического восприятия
Контрольная таблица. Приложение №2.
3 балла –ответ , повтор задания
полный и качественный.
2 балла – в ответе присутствуют
ошибки, но в целом ответ правильный.
1 балл - у ответа масса ошибок, задание не выполнено.
п/№
|
Задание
|
Дети
Группы
«Ягодка»
|
Дети
Группы
«Радуга»
|
Маша Т.
|
Петя А.
|
Софья М.
|
Кирилл Л.
|
Вера Д.
|
Влад С.
|
Егор Л.
|
Настя С.
|
Михаил Ф.
|
Рома Т.
|
1.
|
Повтори
звук: [а, о, в, п, с,ж, ш]
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
3
|
2
|
2.
|
Повтори только звуки [м] за мной :
п,т,и,м,в,о,м,н,х,ш,м,ф,ы,у,м,а,ц,м
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
3.
|
Какой
первый звук в слове:
слон,
мама, утка, автобус, кот, школа, мышь, аист, облако, игры, молоко, маска, улица, осень, море
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
4.
|
С
каким звуком слов встречалось больше?
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5.
|
Какой
последний звук в слове: камыш, ведро, автобус, ком, ток, улитка,
тапки, лицо, мечта, озеро, какаду, зеркало, санки, кот, облако.
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
1
|
1
|
2
|
1
|
6.
|
С
каким звуком слов встречалось больше?
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
1
|
3
|
2
|
7.
|
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш] среди
других звуков: р,х,ш,щ,м,а,цц,ч,ш,л,а,в,ц,ы,н,ш,и,ш,ж,к,ш
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
8.
|
Побарабань
ладошками, когда услышишь, что в слове есть
звук [б]: булка, бабушка, поле,
пожар, танк, каблук, крот, краб, Борис, бегемот, облака, берег, акула, бригада, проба, буквы, пенал,
вода, бутылка, кабина, ракета, работа,
лоб.
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
9.
|
Подними
руки вверх, если услышишь слово со звуком [ш], опусти, если услышишь слово со
звуком [ж]: шапка, шубка, жук, карандаш, можно, важно, шторм, вешалка, живот,
шакал, жираф, ..
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
10.
|
Какой
одинаковый звук в слове: БаБушка, ШиШка, АкулА, ОкнО, ПроПасть, ЧервяЧок,
вНимаНие, РефРежеРатоР
кУкУрУза, СоСиСки
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
11.
|
Подбери
картинку, что изображенное на ней начиналось на звук [к, р, т, а, о, д,ц,щ]
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
12.
|
Повтори
за мной:
та-та-да
, ту-ту-ты, ты-то-то-до,
том-дом-дам,
нам-вам-сам, сын-сон-сан, лоб-лбы-лобик, кот-коты-котик,
са-ша-са-ша-су-ши,
пи-ла-пи-лу-пи-ли.
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
13.
|
Отстукивание разных ритмов пальчиком, рукой, кулаком.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
14.
|
Итоговые
сведения
|
39
|
34
|
36
|
35
|
38
|
23
|
13
|
13
|
28
|
18
|
39-25
– высокий уровень формирования фонематического восприятия
26-12
– средний уровень формирования фонематического восприятия
13-0
– низкий уровень формирования
фонематического восприятия
Тэги: Методики развития фонематического восприятия.
|